Шпаргалка: Политика как общественное явление. Урок по обществознанию «Политика как общественное явление Политика как общественное явление обществознание

Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

322. Территориальное общественное самоуправление 11.32 KB
Такая форма самоуправления может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний конференций граждан создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются...
3077. Общественное движение в 60-е – 70-е гг. XIX века 14.29 KB
Наиболее известные: Молодая Россия кровавая революция обобществление имуществ ликвидация брака и семьи Заичневский 1862 К молодому поколению 1861 Великорусс 1861 Барским крестьянам от их доброжелателя поклон Чернышевский Михайлов 1861. Создал среди студентов общество Народная революция. Цель: революция. Революция наука = наука истребления и разрушения Метод: связь кровью.
20890. Общественное мнение и политические элиты 151.56 KB
Актуальность исследований направленный на анализ элитных групп в первую очередь связана с активным интересом общества в проникновение к труднодоступным и закрытым группам таким как пенитенциарные учреждения криминальные группы а также политическая система. Изучением элит за рубежом занимались авторитетные классики социологии и элитологии: Вильфредо Парето Гаэтано Моска Чарльза Райта Миллс среди современных ученых отметивших политическую элиту объектом своего исследования следует отметить Джона Хигли и Майкла Бертона внесших активный...
7012. Общественное производство и экономическая система 50.84 KB
Формационный и цивилизационный подходы к развитию общественного производства. Этапы развития общественного производства. История развития общественного производства позволяет выделить две главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную. Натуральной форме хозяйства присущ замкнутый локальный характер производства ограниченный рамками самого хозяйства.
6061. Явление электромагнитной индукции 3.48 MB
была установлена связь между электрическими и электромагнитными явлениями что послужило фундаментом для разработки теории электромагнитного поля. Открытие датским физиком Эрстедом магнитного поля вокруг проводников с током привело к попыткам с помощью магнитного поля возбудить ток в контуре. Явление заключается в том что при изменении магнитного потока через поверхность ограниченную проводящим контуром в нем возникает электрический ток.
7453. Введение в экономическую теорию и общественное производство 29.83 KB
Сущность и элементы общественного производства. Экономика это наука о способах использования ограниченных ресурсов общества для производства товаров и услуг и их распределения среди различных групп людей. Можно выделить три уровня производства: процесс труда отдельного индивидуума производство в рамках предприятия микроуровень производство в рамках общества государства страны макроуровень производство в рамках мира Элементы общественного производства: рабочая сила это совокупность определенных физических и духовных...
7694. Туризм как явление общественной жизни 19.56 KB
Туризм как явление общественной жизни. Сущность и экономическое содержание туризма. Формы виды и разновидности туризма. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
104. Явление паронимии в русской лексике 6.84 KB
Причиной смешения может явиться неразличение мало знакомых носителю языка паранимических слов или небрежное отношение к содержанию слов. Парономазия – стилистический прием предполагающий специальное сближение слов в чем-либо сходных в своем звуковом составе из года в год негодная погода. Назначение...
17905. Милитаризация как негативное мировое явление 271.05 KB
Целью реферативной работы является осветление проблем и перспектив демилитаризации экономики как общемирового явления присущего многим цивилизованным странам. У милитаризации как и у каждого процесса есть свои цели и задачи преимущества и недостатки. Также высокие военные расходы финансируемые из государственного бюджета уменьшают возможности государства в решении многих проблем в остальных отраслях деятельности как например поддержка научно-исследовательской работы образования культуры охраны окружающей среды либо в защите...
11500. Воспитательная работа как педагогическое явление 35.17 KB
В данной связи необыкновенную остроту получает проблема организации воспитательной работы в коллективе учащихся которая в педагогической литературе довольно изучена. На базе выделенной трудности было сформулировано содержание курсовой работы: Воспитательная работа с учащимся и её роль в организации воспитательной системы школы. При этом инновационная образовательная практика обучения организации воспитательной работы в образовательных учреждениях столкнулись с противоречиями осматриваемыми как антагонизм несоответствие какие...
Предмет и структура политологии

В самом общем виде политология – наука о политике и власти, их сущность и содержание. Основным объектом политологии является политика . Вопрос о предмете политологии трактуется неоднозначно.

^ В понимании данной проблемы выделяют следующие подходы:

1. Политология – наука, которая изучает деятельность государства, политических партий и др. общественных институтов, осущ-их связь в обществе. Данный подход был популярен в западной политологии, но в посл. время утрачивает свое влияние.

2. Политология – единая наука о политике, но она включает не все знания о политике, а только те, которые опираются на строго научные эмпирические термины, поэтому здесь исключены проблемы: история политической мысли, политич. психология и др. Такой подход развивается в США сторонниками бихевиоризма , которые отождествляют политологию с естественными науками, основанных на точных эмпирических и математических методах.

3. Политология – общая единая наука о политике во всех ее проявлениях. Этот подход сегодня является главенствующим.

В структуре политологии выделяют элементы:


  1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает главные философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти.

  2. Теория полит. систем и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения).

  3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений.

  4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания.

  5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами.

^ Политика как общественное явление

В самом общем виде политика - совокупность отношений между различными областями людей (классами, нациями, соц.слоями). Возникновение политики связано с соц. и этническим делением общества. Именно в политике отражаются важнейшие интересы людей. У истоков такой концепции стоял Аристотель. По нему: политика – способ коллективного существования людей. По его мнению, человек – коллективное животное, которое может реализовать себя только в обществе. Потом эта концепция политики дополнилась ее конфликтным определением. Сторонники такого подхода считали, что главным содержанием политики явл. противоречие интересов различных групп.

В западной политике распространено властное определение политики: главное содержание политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти, т.е. политика явл. сферой властных отношений.

Основатель соврем. Политики немец Вебер считал, политика означает стремление к участию во власти или оказание влияния на распределение во власти.

Некоторые исследователи рассм-ют политику, как сферу взаимодействия гос-ва, политич. партий и др. общественно-политич. институтов, при этом центральное место занимает гос-во. Это связано с тем, что гос-во явл. единственным политическим институтом, решение которого носит обязательный для всех граждан характер; гос-во явл. единственным институтом, обладающим законным правом на применение при необходимости насилия.

Др. ученые считают, что главное назначение политики явл. управление соц. процессами с целью сохранения и оптимального функционирования данного политического строя.

В структуре политики выделяют элементы:

1. политическое сознание – совокупность идей, взглядов, мнений, обуславливающих конкретное политическое действие.

2. политическая деятельность – соц. активность субъектов политики.

3. политический интерес – реальные причины политич. деятельности и поведения людей.

4. политические нормы

5. политические отношения – характер взаимосвязи общественных групп между собой и институтами власти

6. политическая организация – обществ. объединения, гос-во, политич.партии.

Функции политики:

1. определение цели для всего общества и составляющих его политических субъектов.

2. обеспечение общественного порядка.

3. выработка приемлемых для всех политических субъектов правил поведения

4. предотвращение, регулирование и разрешение правовых конфликтов

5. организация масс на решение поставленных задач

6. разработка принципов распределения материальных благ в обществе и их реализация

^ Становление и развитие науки о политике

Первые попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности и носили воплощение в мифах. Начало научных исследований связано с именами: Конфуций, Платон, Аристотель. Цель политики они видели в достижении высшего блага человека и государства. Большой вклад в развитие политической мысли внес итальянский ученый М икколо Макиавелл . Он впервые освободил политические исследования от религиозной оболочки. В новое время 17-18вв политология еще не являлась самост. наукой.

Политические исследования велись в основном в рамках философии, истории права.

Политология как самостоятельная наука и учебная дисциплина сложилась во в/п 19в в США и Зап.Европе. Это было связано с выделением политики в самост. область обществ. жизни.

В 1857 г в Колумбийском колледже в США впервые создана кафедра истории политики как науки, а уже в 1880 там же создана школа политической науки.

В нач. 20 в был создан институт политических исследований при Парижском универе. Тогда же основали Лондонскую школу экономич. и политич. науки.

В п/п 20в политология окончательно сформировалась в самост. научную и учебн. дисциплину.

В 1948г при ЮНЕСКО создана международная ассоциация политической науки, которая действует до сих пор. Тогда же постановили изучать курс политологии во всех ВУЗах стран ЮНЕСКО, но в СССР и др. социалистич.странах, кроме Югославии и Польши, политология долго не изучалась.

Отдельные политические исследования велись в рамках научного коммунизма, истории КПСС. Ситуация изменилась лишь во в/п 80-х гг 20в, когда в Советском Союзе началась политика перестройки. Начиная с 1989 г курс политологии начал изучаться в некоторых ВУЗах СССР, а с 1992 г курс обязателен во всех ВУЗах РБ.

^ Категории, методы и функции политологии

Категория – положение, которое изучает глобальные связи. Категории : политика, политическая власть, субъекты политики, политическая система, государство, партии. Понятия, производные от категорий: политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическое соглашение и т.д.

Метод – сов-ть способов и приемов в изучении политики. Все методы имеют одинаковую значимость. Методы подразделяются на 3 группы :


  1. Общие методы . Здесь выделяют подходы:

    1. социологический – предполагает выяснение зависимости политики от общества;

    2. культурологический –выявление зависимости политич. процессов от политич. культуры;

    3. нормативный – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства;

    4. функциональный – требует изучения зависимости между политическими явлениями.

    5. системный – состоит в рассмотрении политики как целостного и саморегулирующегося механизма, но при этом механизм находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через понятия вход и выход;

    6. психологический – предполагает не человека вообще, а конкретного индивида.

    7. сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений.

    8. исторический –выявление связей прошлого, настоящего и будущего.

  2. Общелогические методы – применяются во всех науках: методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, моделирование ситуаций.

  3. Методы имперических исследований (характерны для прикладной политологии). Включает:

    1. бихевиоризм – предполагает наблюдение различных ситуаций и накопление фактов. Этот метод включает как открытую констатацию фактов, так и включенное наблюдение.

    2. контент-анализ – предполагает целенаправленное изучение письменных источников, программ, инструкций, непосредственных носителей информации.
Функции политологии.

  1. Познавательная, которая позволяет выяснить те или иные проблемы и служит решением различных вопросов.

  2. Прикладная – помогает реализовать результаты исследования в полит. практике.

  3. Методологическая – заключается в выработке способов и приемов анализа.

  4. Теоретическая – закл-ся в объяснении процессов, создании теорий, накоплении значений.

  5. Описательная – накопление, описание фактов политической жизни.

  6. Объяснительная – поиск ответов.

  7. Прогностическая.

  8. Мировоззренческая.

  9. Идеологическая.

Политические идеи Античности и Средневековья

Политич. мысль стала развиваться с переходом общества от первобытнообщинного к рабовладельческому. Первые политич. учения возникли в странах Др. Востока (Индии, Китая, Египте), однако политич. мысль наивысшего расцвета достигла в эпоху Античности (Др. Греция и Рим).

Древнегреческий философ Платон (5-4 в. до н.э.). Его трактаты: «Государство», «Законы и диалоги» «Политика». Платона интересовало больше всего государство. Он попытался разработать модель идеологического государства. Платон делил всех людей на 3 сословия но основе трем началам, преобладающим в душе человека, т.е. разумному, эмоциональному и чувственному. Разумное начало преобладало у философов, эмоциональное – у воинов, чувственное – у ремесленников и земледельцев. Управлять гос-вом д. б. философы. Воины должны приводить в жизнь реш-я философов и осущ-ть охрану порядка. Ремесленники должны трудиться, создавать материальные блага. Для того, чтобы философы и воины не подвергались страстям и действовали в интересах общества, они не должны иметь ни семьи, ни общества. Идеальным сп-бом обеспечения единства этого гос-ва Платон считал монархию.

Аристотель был не согласен со взглядами Платона. Он подверг критике учение Платона и выступил защитником прав индивида и частной собств-ти. Аристотель один из 1-х указал на то, что полит-ое устройство должно делиться на 3 части: - законодательную, - административную, - судебную. Но главное в гос-ве – это граждане и власть должна обслуживать их. Аристотель был убежден, что человек – сущ-во гос-ное, а политика имеет своей задачей выработку з-нов, основанных на справедливости.

Аристотель исследовал 156 известных ему госуд-ых устройств и выделил 6 типичных, 3 правильных и 3 неправильных. Правильное , где действуют во имя общего блага.(монархия–правление одного; аристократия–правление богатой знати, полития–правление многих). Неправильное – строй, при кот. преследуются частные цели правителя (олигархия–связь власти с крупным капиталом; тирания–единоличное правление, основанное на произволе; демократия–анархическое начало).

Античный период заложил основу многих положений демократического гос-ва.(попытка разделения властей).

^ Средневековье (5-15вв). Этот период характеризуется зарождением, господствованием и разложением феодализма. Главное влияние в этот период оказывала религия и церковь. Церковь стремилась влиять на госуд-ое управление. Полит. борьба проходила под знаком борьбы конкуренции между Римско-каталической церковью и светскими феодалами.

^ Аврелий Августин “признавал борьбу града Божьего с градом земным” и доказывал, что град Божий (праведники) победит и подчинит светское гос-во.

Эти же идеи получили дальнейшее развитие в трудах ^ Ф. Аквинского , кот. доказывал, что верховная власть- это Божья власть и именно ей принадлежит право распоряжаться духовной жизнью. Отсюда вывод, что Римскому папе, как наместнику Бога на земле, должны подчиняться все государи. Аквинский попытался доказать научное существование Бога. Он предположил разделить знания и веру.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Политика - важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Она буквально пронизывает все сферы (работу, быт, досуг, духовный мир, участие во власти и т.д.) социальной жизни отдельных людей и их групп, классов, наций. Что же представляет собой политика с точки зрения теории? Каковы сущностные характеристики мира политического?

"Политика" - одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все".

Мы говорим: о политике государства, о политике партий, о научно-технической политике, о военной политике, о семейной политике и т.д.

Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же существует разница в содержании понятия "политика" применительно к каждому из них?

В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, подчиненную определенной цели.

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384-322г.г. до н.э.). Под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика" был введен в научный оборот термин "политика" - от греческого рolitika - государственные и общественные дела; polis - город, государство. По определению Аристотеля политика - это цивилизованная форма общности, которая служит достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). В античном мире управление небольшими городами-государствами осуществлялось всеми свободными гражданами.

Политика - это один из основных социальных институтов общества, наряду с семьей, экономикой. Но в отличие от них, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов. Для реализации этих интересов и создаются специальные политические институты: государство, партии, общественно-политические движения.

Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленный постоянным развитием человеческих потребностей.

"Если бы люди были ангелами - отмечал один из авторов Конституции США 1787г. Дж. Мэдисон - то не требовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

Причины возникновения политики как особой сферы деятельности имели свои особенности на Западе и Востоке.

В странах западной цивилизации, ориентировавшихся на приоритет прав и свобод личности, политика возникла главным образом в результате социального расслоения общества. Действие закона общественного разделения труда вело к дифференциации потребностей и интересов людей. Появилась надобность в постоянно действующих институтах государственной власти и людях, специально подготовленных для согласования несовпадающих интересов, для руководства общественными делами.

В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью решать жизненно важные для общества масштабные задачи: строительство ирригационных сооружений; поддержание их в надежном состоянии; освоение новых земель и др.

И на Западе и на Востоке требовалось также сохранять территориальную целостность стран; защищать их жителей от внешних вторжений.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики становилось все более комплексным и выходило далеко за пределы государственно-организованной деятельности. Политика постепенно проникала в сферу частных интересов, оказывая регулирующее воздействие на деятельность свободных индивидов.

Современный мир политики характеризуется многогранностью и сложностью (см. схему).


Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью завоевания политической власти или ее упрочение специфическими методами .

Политика существует в различных ипостасях - в виде мышления, говорения (языкового выражения) и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяют различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придерживающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

В политическом процессе находит отражение сложный конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить: 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политического соперничества, борьбы.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  • 1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, строительство и эксплуатация больниц, школ, общественный транспорт и т.п.
  • 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Это политика на уровне региона. Ее осуществляют большие группы, заинтересованные в развитии своего региона.
  • 3. Национальный уровень , или его еще называют макроуровень, характеризует политику на государственном уровне: это публичная принудительная власть, особенности ее устройства и функционирования.
  • 4. Международный уровень или мегауровень относится к деятельности международных организаций: ООН, ЕЭС, НАТО и др.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена ее свойствами:

универсальностью , всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события;

включенностью , или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения, как следствие,

атрибутивностью - способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами

Функции политики

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество.

Но в любом обществе политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых оно не может нормально развиваться.

Функция обеспечения целостности и стабильности общества . Политика улавливает тенденции общественного прогресса. В русле этих тенденций формулирует общие цели; разрабатывает проекты будущего; определяет социальные ориентиры; изыскивает для их осуществления необходимые ресурсы.

Управленческая и регулятивная функции политики . Путем принятия политических решений оказывается воздействие на интересы социальных групп. И таким образом политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя при этом социальное принуждение и насилие.

Функция рационализации . Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила их представительства и реализации. Тем самым политика предотвращает и регулирует конфликты или цивилизованно их разрешает.

Функция политической социализации . Политика включает личность в социальные отношения, передает ей опыт и навыки деятельности. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, а в случае необходимости - и для преобразования ее.

Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка.

Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

Границы политики в обществе есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные интимные области. Так, например, в начале 90 годов в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противоборство вызвал вопрос о запрете абортов.

Наряду с политикой механизмами регулирования общественной жизни являются экономика, мораль, право, религия.

Особо тесно политика переплетается с экономикой.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества.

Политическая деятельность в конечном итоге определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономику, ускоряя или замедляя ее движение.

Политическая власть имеет фундаментальный характер и может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать:

различные экономические программы (приоритетного развития отдельных регионов или отраслей и т.п.);

создать законы, предоставляющие льготы отдельным социальным группам, предприятиям или регионам и т.п.;

застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы, старости и т.д.

Политика может прямо или косвенно воздействовать на рынок, систему ценообразования.

Но и действие объективных экономических законов заставляет политиков разрабатывать научно-обоснованные программы экономического развития.

Таким образом, политика и экономика находятся в диалектическом единстве.

Политическая деятельность определяется характером и направленностью экономических отношений. Экономика под воздействием политических решений то ли ускоряет, то ли замедляет свое развитие.

Наряду с политикой механизмом регуляции общественной жизни выступает и мораль. Мораль и политика имеют и общие черты, и отличия.

Обе эти сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека - с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей - со стороны другой.

Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у человека целый ряд искушений получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу, как отдельным личностям, так и всему человеческому роду.

Мораль удерживает человека от опасных для него искушений. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействия людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, а также таких институтов контроля как семья и община.

Со временем, с возникновением сложных социальных общностей, традиционные нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства, обострение социальных конфликтов, усложнение общества - все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата принуждения.

Таким образом, главные общественные функции политики и морали совпадают: Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости (хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач).

Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, но политика имеет и принципиальные отличия от морали.

Различия между моралью и политикой:

Конфликтность политики . Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти.

Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Политика опирается на силу, мораль осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции совести".

Нормы морали устанавливаются традициями, общественным мнением. Она носят характер идеалов. Их нарушение , как правило, не влечет за собой наказания .

Отступление от морали - общераспространенное явление. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень!" - обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, посчитав себя безгрешным.

Требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Мораль всегда индивидуальна , ее субъект и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор.

Политика носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как часть или представитель класса, партии, нации и т.д. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика неотделима от права , нормы которого регулируют политические отношения. Правовые нормы как бы устанавливают правила "политической игры". Основная правовая норма - это Конституция, где четко выписаны основные политические роли.

Само же право является порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового общества и т.д. Нормы права утверждает законодательная власть, т.е. политики.

Регулятором общественной жизни наряду с политикой выступает и религия. Взаимодействие политики и религии обусловлено общностью многих сторон их существования и функционирования. Политика и религия: имеют дело с большими массами людей; направлены на все общество, все социальные общности.

Различия между политикой и религией проявляются, прежде всего, в том, что:

  • · политика, как правило, наиболее близка к экономическому базису; религия наиболее отдалена от материальной жизни;
  • · политика явление классовое и в каждой ситуации отражает интересы определенной социальной общности; религия - явление общечеловеческое, но в тех или иных социальных условиях может выражать интересы различных социальных общностей, на вооружении которых она находится;
  • · в отличие от религии, политика занимает доминирующее место в общественной структуре. От политики зависит положение религии и церкви в обществе, возможности осуществления ею своей роли как формы общественного сознания. Религия, в зависимости от исторических условий: отвлекает верующих от борьбы за улучшения жизни, либо активизирует их в такой борьбе, т.е. играет прогрессивную или негативную роль, опираясь на свои социальные принципы и нравственные нормы.

Современная социально-политическая жизнь свидетельствует о параллельном существовании двух процессов:

религизации политики;

политизации религии.

Религизация политики состоит в том, что:

политика учитывает состояние религиозности в обществе и отношение к религии разных общественных групп;

религиозность все чаще используется для достижения политических целей;

церковь использует государственные средства масссовой информации для пропаганды своего вероучения;

государственные и партийные лидеры налаживают общение с церковными деятелями, заручаются их поддержкой;

создаются возможности для религиозного воспитания в учебных и воспитательных учреждениях.

Политизация религии состоит в том, что:

служители культа, религиозных организаций включаются в политическую деятельность;

отдельные политические партии и религиозные организации включаются в политическую деятельность;

церковь привлекается к урегулированию политических и общественных конфликтов.

Основные классификации политики


Литература

Лузан А. О. Політика і суспільство // Політологічні читання. - 1993. - №1.

Піча В. М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001.

Політологія. / За ред.. О., В., Бабкіної, В., П., Горбатенка. - К., 2001.

Рябов С. Політика як соціальне явище // Політологічні читання. - 1994. - №2.

Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М., 2000.

Шматко Н. А. Феномен публичной политики // Социс. - 2001. - №3.

Для выяснения предмета изучаемой нами дисциплины обратимся к этимологии термина "политика". «Политика» - одно из наиболее употребимых слов в общест­венном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но су­дить о ней могут все». Мы говорим о политике государства, о поли­тике партий, о семейной политике и т.д. Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же су­ществует разница в содержании понятия «политика» применитель­но к каждому из них? Что такое политика? Чем она отличается от других сфер жизни? Какие области человеческой жизнедеятельнос­ти связаны с политикой?

Термин «политика» (греч. politika - государственные и обще­ственные дела; polis - город-государство) получил распростране­ние под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она

принадлежит к наиболее сложным обществен­ным образованиям. Ее возникновение связано с появлением социального неравенства, столкновения интересов различ­ных социальных групп, появлением государства и т.п. Она во многом объясняется экономическими отношениями, потребностями жизнеобеспечения и выживания людей.

Необъятен диапазон представлений о политике. Вот лишь неко­торые ее определения:

- «Политика означает стремление к участию во власти или оказа­нию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер).

Политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего клас­са», «концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин).

- «Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть полити­ка» (О. Шпенглер).

- «Изучение политики есть изучение влияния и влияющего... иными словами, кто что получает, когда и как» (Г. Лассуэлл).

- «Политика - борьба интересов, маскируемая под борьбу прин­ципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды» (А. Бирс).

- «Политика - это процесс управления» (О. Ренни).

- «Политика - властное распределение ценностей внутри обще­ства» (Д. Истон).

- «Изучение политики есть изучение принятия общественно зна­чимых решений» (Р. Шнайдер).

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания.

Анализ различных подходов к теоретической интерпретации по­литический сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном ха­рактере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:



- как сфера общественной жизни;

- как один из видов активности социальных субъектов;

- как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.).

В первом аспекте политика предстаёт в контексте структуры общества, как его элемент, занимающий свое место и играющий в нём определенную роль. Начиная с Аристотеля за политикой как за автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господ­ства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления обще­ственными делами.

Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпрета­цией как способа совокупной и индивидуальной активности соци­альных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по со­вместительству» и «профессионально».

Что же касается третьего аспекта , то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские ис­торики периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX в. раз­рабатываются концепции «конфликта-консенсуса», характери­зующие политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

Существует точка зрения точка, что политика – это наука и искусство, искусство достижения возможного, хотя полтика вовсе не исчерпывает себя и тогда, когда общество подходит к сложнейшим проблемам, разрешение которых кажется невозможным. Немецкий политолог Макс Вебер /1864-1920/ писал: «даже и возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному". Отсюда следует, что политика. - это искусство достижения возможного и невозможного, поскольку абсолютно без­выходных положений не бывает.



Когда политику называют наукой, имеется в виду то обстоятельство, что, согласно материалистическому пониманию истории, основу ее составляют не личные, субъективные желания кого-либо, а не зависящие от них объективные факторы человеческого бытия. Следовательно, разрабатываться и осуществляться политика должна не произвольно, не по простому хотению политических деятелей, а исходя из научных данных, с учетом требований объективных законов общественного развития,

В политике, как и в науке нужно воспринимать вещи объективно. Политика имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. С помощью научного инструментария политик может тщательно проанализировать подлинное состояние общества, объективное положение дел в определенной его сфере. Он должен обнаружить и выявить наметившиеся в общественном развитии тенденции, трезво учесть соотношение всех действующих социально-политических сил, определить назревшие потребности. И лишь затем политик может формулировать цели, ставить задачи, выдвигать лозунги, намечать меры по их осуществлению. Если же ничего подобного не делать, если руководствоваться только личными желаниями и побуждениями, то политика из строго выверенной и последовательной, какой должна быть, превратится в субъективистско-волюнтаристские упражнения, набор случайных действий, шараханье из одной крайности в другую. Такой стиль неизбежно приведет к ошибкам, потерям, поражениям. Когда политику называют искусством, имеется в виду то обстоятельство, что разработать научно выверенный курс очень важно, но недостаточно. Необходимо еще практическое умение его реализовывать, которое относится уже к области искусства политического поведения.

Ведь политическая жизнь, политическая деятельность чрезвычайно сложны, политика больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еше больше на высшую математику, чем на низшую. Иными словами, в политике не все так прямолинейно и однозначно, как в арифметике, где дважды два в любом случае будет четыре. Политика - не арифметика, а именно алгебра, именно высшая математика, где возникают задачи со множеством неизвестных, происходят запутанные, неоднозначные события и процессы. Политик обязан владеть искусством эффективно действовать в такой обстановке. Ему должен быть присущ политический глазомер . То есть умение правильно соизмерять свои задачи с имеющимися возможностями. Недаром политику называют искусством, возможного. Он должен иметь политическое чутье. То есть умение по едва заметным признакам верно угадывать состояние политической обстановки, назревающие события. Неотъемлемым его свойством должна быть гибкость в поведении. То есть умение эффективно использовать все формы, средства и методы борьбы, своевременно переходить от одних к другим сообразно изменившимся обстоятельствам. Важнейшим условием победы является умение политиков на каждом этапе борьбы находить главное звено в цепи событий, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить предпосылки для окончательного успеха. Не менее важно уметь правильно выбрать момент решающего удара по противнику и собрать большой перевес своих сил в самом уязвимом для него месте. Искусство политического поведения позволяет соединять в политике науку с практикой и добиваться нужного конечного результата.

Политика, не вытекающая из повседневных потребно­стей людей и национальных интересов, из анализа реаль­ных процессов политической жизни, превращается в свою противоположность, в эрзац-политику или политиканство, которое проявляется в заигрывании с массами, обещаниях и склонностях к схоластике, фальши и лицемерии, торговле политическими убеждениями, неспособности видеть главное. Политиканы - это люди, проявляющие неразборчи­вость в своих действиях, изменчивость в поступках. Поли­тиканство порождает грубые ошибки и промахи, запутан­ность социальных взглядов. Еще Г. В. Плеханов предупреждал властолюбцев: "Политика требует от людей, зани­мающихся ей, большой гибкости ума; она не знает неизмен­ных, раз и навсегда данных правил.... В политике неизмен­ные, раз и навсегда принятые правила неизбежно и быстро ведут к поражению" (Соч. Т. 13. С.З-4). Политика, веду­щая к поражению, - не истинная политика, а скорее результат абстрактных заблуждений, самообмана и попы­ток тщеславных деятелей.

Политика означает умение управлять государством своевременно и непредвзято анализировать противоречия и трудности, вырабатывать наиболее рациональные средства политического действия. Она предполагает участие граждан в делах государства, определение форм и содержания его деятельности. Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов­лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; вклю­ченностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными яв­лениями, отношениями и сферами).

Политика имеет свою структуру, под которой понимается относительно устойчивое един­ство элементов системы, их отношение внутри целостности, в которой выделяются различные аспекты и составные части политики. Наиболее широко распространено деление политики, которое разграничивает в ней форму, содержание и процесс.

Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Элементы и уровни политики. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить;

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы

3) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования:

1. Локальный уровень – включает в себя решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями (профсоюзы, фирмы, корпорации, партии). Локальный уровень не требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциа­циями, заинтересованными в экономическом развитии своего ре­гиона.

Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть и т.д.

2. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

3. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства и международные организации (ООН, НАТО,ЕЭС и др.).

Только органичное единство, диалектический синтез всех уров­ней политического знания позволяет получить тот сплав, который называется политологией.

Важнейшие направления воздействия политики на общество проявляются через её функции. К ним относятся:

Поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

Разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

Предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

Конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция),

Поддержание классового или социального господства;

Защита основополагающих прав человека;

Привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

Обеспечение социальной справедливости и общего блага.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что политика представляет собой сферу деятельности, связанную с отношениями классов, партий, наций, социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования власти, участия в делах государства, определения форм, задач содержания его деятельности.

Политология есть наука о политике, т.е. об осо6ой сфере жиз­недеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политически­ми институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр по­литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования_политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Узловыми проблемами современной политологии являются такие, как - политическая власть, ее сущность и структура;

Политические системы и режимы современности;

Формы правления и государственного устройства;

Политическая стабильность и поли­тический риск;

Партийные и избирательные систёмы;

Политические права и свободы человека и гражданина;

Гражданское общество и правовое государство;

Политическое поведение и политическая культура личности;

Политическая коммуникация и средства массовой информации;

Религиозные и национальные аспекты политики;

Средства и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов;

Международные политические отношения;

Геополитика;

Политическая глобалистика и др.

Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука. В этой системе она выполняет роль интегриру­ющего фактора, выступая одновременно и как составная часть дру­гих областей политического знания, и как относительно самостоя­тельная наука. Иными словами, в отличие от других областей поли­тического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспек­тивы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики. Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от приклад­ного ее анализа прежде всего следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес­кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад­ная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических мо­делей, методологических принципов, методов и процедур исследо­вания, а также политологических технологий, конкретных про­грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме­нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты полити­ческих событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова­ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни­ческие и религиозные группы, роль участников политических собы­тий в принятии политических решений и их реализации. К приклад­ным отраслям политологии можно отнести концепции государст­венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы­работки и принятия политического решения; технология проведе­ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

В последнее время возникла новая отрасль политического зна­ния - политический менеджмент. Составной частью политическо­го менеджмента является разработка стратегических целей и так­тических установок, механизма воздействия управленческих госу­дарственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менедж­мент - это наука и искусство политического управления.

Политология имеет свою специфику. Она проявляется

во-первых в том, что изучаемые ею вопросы не являются абстрактно-теоретическими, а находят свои основания в социальной практике;

во-вторых, в том что политические процессы и события неразрывно связаны и рассматриваются в единстве с политической властью;

в- третьих в том, что в каждом самостоятельном суверенном государстве "политология" "привязана" к своим национальным особенностям. Поэтому её наблюдения, анализ ситуации, рекомендации более всего отражают цели и средства именно этой страны.

То, что неоспоримо, скажем, для Китая или Кореи, вовсе не обязательно дол­жно подходить для России.

Предмет политологии фиксируется в его методологиче­ском аппарате: законах и категориях. Чем четче, конкретнее они изучены, выражены, тем определеннее пред­мет политологии. Сейчас этого сказать нельзя, поэтому пред­ставим данную проблему насколько это возможно.

Любая из наук в первую очередь стремится раскрыть структуру предмета своего исследования, преподавания. Решение этой задачи дает возможность обнаружить законы функционирования и развития изучаемых политических явлений, процессов действительности. Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю определенность и взаимо­обусловленность. Если тот или иной вид связи элементов существен и необходим для данной системы, то он имеет характер закона её структуры. В политике обнаруживаются законы различных структурных уровней и срезов, закон ор­ганизации структурирования политических институтов и дру­гие. Одни из них выражают связь элементов в отдельных подсистемах, в то время как другие действительны для групп подсистем или для всего общества в целом. Одни законы вы­ражают связи сторон определенных видов общественных от­ношений, другие-характер связи элементов в системе (их устойчивость или изменчивость). Какой структурный уровень мы сейчас ни взяли бы в политике, везде обнаруживается отсутствие содержательного представления о его структуре, внутренней согласованности компонентов, механизмах их функционирования и т. п. Так, например, закон разделения властей на структурном уровне в качестве своих основных черт - необходимости, всеобщности, повторяемости, инва­риантности - не разработан как в политической системе за­конов общества, так и на уровне внутрисистемных структур­ных элементов.

Законы структуры познаются не для праздного любопыт­ства. В объектах разных структурных уровней политической организованности по-разному проявляются законы и меха­низмы функционирования и развития политического бытия и действий людей.

Законы функционирования политики - это законы ее жизнедеятельности как особого социального организма лю­дей. Их действие воспроизводит политическую жизнь на до­стигнутой ступени развития.

В отличие от законов структуры, выражающих такие от­ношения системы, в которых временной момент их зависи­мости явно не обнаруживается, законы функционирования, изменения и развития прежде всего включают фактор вре­мени. Они характеризуют явления политической действи­тельности как процессы. Например, закон отражения поли­тических интересов субъектов, их диалектической взаимо­связи и т. п.

Законы__функционирования выражают взаимодействие элементов в системе, способ их связи в условиях воздействия на её структуру внешних и внутренних изменений, связанных с количественными сдвигами в структурах низших порядков. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации системы, и сохраняют ее динамическую устойчивость.

Законы развития - это законы перехода от одного по­рядка взаимоотношений в системе к другому, законы каче­ственных превращений на основе столкновения противопо­ложных сил и тенденций в данной сущности. Это законы движения от одного состояния структуры к другому.

Если в результате -действия законов функционирования происходит развитие системы политических отношений, точ­нее, ее отдельных сторон в пределах определенной формы собственности и власти, то действие законов развития при­водит к коренным изменениям во всей политической струк­туре и к возникновению качественно новой системы полити­ческих отношений, например, закон смены политических ре­жимов. В них выражается связь причинно-следственных за­висимостей.

Законы структуры, функционирования и развития харак­теризуют различные этапы движения противоречивого един­ства сторон политического явления или процесса. Законы развития действуют на основе преодоления противоречивых тенденций, выражаемых законами структуры и законами функционирования.

Законы политической жизни существуют и проявляются только через деятельность людей и их отношение друг к другу. Политика - это деятельное проявление отношений, интересов социальных общностей людей друг к другу и к обществу в целом. Оно многообразно, так как политическая жизнь имеет внутренние и международные аспекты, разные уровни, объекты.

Категории /от греч. категориа - высказывание, свидетельство - это формы осознания в понятиях наиболее общих свойств развития природы, общества_ и мышления. Изучение категориального аппарата любой науки - непременное условие овладения её научным потенциалом. Так, например, не зная соответствующих формул, мы не сможем использо­вать достижения математики, физики, химии, других точных наук. Не имея представления о сущностных свойствах организма, протекании болезней и характеристиках тех или иных препаратов, мы не сможем оказать помощь больному. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов политического развития, будем продвигаться методом проб и ошибок, социальные последствия которых могут выражаться в войнах, насилии, несправедливости и т.д.

1 группа - общенаучные, используемые всеми социально-гуманитарными науками . Это: цивилизация, общество. население,народ, свобода,власть, право,культура, прогресс,образ мышления, революция, эволюция и др.

К их числу относятся: Правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические конфликты и др;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

по Политологии

на тему: Политика как общественное явление

Выполнил:

Панова В.Ю.

Студентка 1-ого курса 12 группы ФВМ

Проверил:

Боровиков А. П.

Санкт- Петербург 2014

Введение

В практической жизни человека никакие исторически устойчиво сложившиеся формы и способы его существования не проявляются в результате произвольного желания некоторых лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий жизни человека. Так произошло и с политикой, появившись в результате пересечения ряда тенденций в продвижении общества, потребовавших этот способ обеспечения интересов людей и решения назревших проблем. Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их сообществ, идущих за своими идеями и целями, которые в последствие неизбежно конкурируют друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их главными элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, были обычаи и традиции, религиозные догматы и др. простейшие нормы и способы общежития. Вследствие усложнения и интенсивности социальных связей, нарастания территориальной, религиозной и других форм различного населения эти механизмы оказались неспособными управлять совместной жизнью людей и обеспечивать выполнение многих групповых потребностей.

Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп отметило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций. Только государственная власть стала той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечения условий для выживания всего общества. Актуальность темы заключается в том, что на данный период государственного развития России вновь появилась потребность в усилении роли государства во всех сферах жизни общества, которое четко поднимает значение политики.

1. Политика как общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в больших нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разных интересов отдельных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти.

В 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527 гг) определял политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее.. " . Политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства.

Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, воссоздание которых невозможна без власти государства.

Поэтому появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится ясно, что их потребности не могут быть реализованы без вмешательства государства.

Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных, выражающих общие интересы, воздействовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

2. Сущность политики, многообразие подходов к её определению

Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность. Например, политика фирмы или политика руководителя какой-либо организации, даже политика жены по отношению к мужу. Политика это сложное общественное явление. Для рассмотрения политики можно применить английские понятия, которые хорошо показывают различные изменения политики.

Формальное измерение политики (Polity) - это политические институты, работа которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями. Оно изучает (формальное измерение политики) политическую организацию общества, государство и другие политические институты, придающие политике устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Так же имеется содержательное и процессуальное измерение политики.

Процессуальное измерение очень часто сравнивают с "борьбой за власть", которое можно объяснить тем, что политический процесс имеет волевые, интеллектуальные и социально-психологические формы.

Содержательное измерение политики - это политический курс, который связан с конкретными общественными интересами, ценностными ориентациями, с возможностями принятия политических решений. Оно связано с деятельностью государства и социальных групп по решению значимых социальных проблем (например, экономическая политика, политика в области образования, здравоохранении).

Политика- это сфера деятельности и поведения, связанных с властью, организацией, управлением в пределах государственно-организованных сообществ, которая рассматривается как один из видов социальной активности, как тип социальных отношений или как науку- т.е. политологию.

Политика - как наука и искусство, взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией.

Согласно политологической энциклопедии политика - это организационная и регулятивно - контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Ясно одно, что для понимания природы политики необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества.

Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Всем известно, что политика и экономика являются основой всей системы общественных связей. Политика тесно связана с экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и разнообразно. Согласно позиции К. Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь.

Другими словами, политическая власть служит основой к экономической защите, она и соответствующие ей способы контроля -- самое главное в жизни общества.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила "политической игры", определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства.

Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека.

Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Именно эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и прекрасном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других.

Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, В. И. Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), имея в виду вполне определенный характер этого соотношения.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. М. Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике, она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь - на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана ложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

3. Политика и другие сферы общественной жизни

Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание ее связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.

Как правило, в стабильных демократических обществах функциональная связь политики с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д.

В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления, по сути, девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.

Таким образом, говоря об отношениях политики с другими сферами общественной жизни, необходимо видеть различный характер связующих их уз. Так в отношениях политики с экономикой, прежде всего, необходимо отметить значительную детерминирующую роль последней в формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни. Источники политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим детерминантам. Но, в свою очередь, и политика не может рассматриваться как прародительница экономики. Хотя, будучи формой, властно-государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике в тех случаях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы всего общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.

Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к идеалам "плановой экономики". И от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет зависеть характер политического воздействия на экономику.

Следует помнить, что политика и экономика связаны не непосредственно, а опосредствованно через социальные отношения. Экономика, предопределяя материальные устои жизнедеятельности людей, обуславливает характер социального расслоения общества. В зависимости же от экономического содержания своих социальных интересов различные группы обращаются к политическим формам их удовлетворения, побуждая тот или иной характер деятельности государства. Форма реакции государства на социальные требования групп будет, разумеется, зависеть от конкретно-исторической ситуации, а следовательно и характер отношений между экономикой и политикой тоже будет весьма различным. Правовая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господство тех или иных сил. Вместе с тем, правовые нормы сглаживают групповую заостренность политических требований, ибо вынуждены ориентироваться не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства, предъявляя им общеобязательные требования, независимые от партийных пристрастий и антипатий.

Право является той системой требований к совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование. Право также регулирует политическое поведение граждан. Оно определяет границы и возможности деятельности, как оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации политического режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но и в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона, а закон, в свою очередь, может очень слабо соотноситься с правом. Так, например, в недавнем прошлом право было в нашей стране безгласной служанкой политики, областью жизни, никак не регламентировавшей властный беспредел тоталитарной бюрократии.

Практический опыт показывает, что в политике, как и в любом другой сфере общественной жизни, процесс реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Политика изначально соединяет в себе две различные системы координат в отношениях человека с государственной властью: пользы и нравственности. И если политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, эффективности или неэффективности в достижении целей, то мораль помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений добра и зла. Конечно, моральность политики - величина относительная. В стабильных демократических режимах мораль является одним из важнейших источников взаимно уважительного диалога правящих групп и общества. В то же время режимы, для которых характерно отсутствие нравственной рефлексии, неизбежно превращают цинизм, вероломство, человеконенавистничество в доминирующие нормы власти и управления, способствуя тем самым возрастанию коррупции, криминализации правления, а в конечном счете - превращению политики в инструмент разжигания ненависти между различными группами населения и дезинтеграции общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма. Правда, столь же опасен и гиперморализм, вытесняющий критерии политической оценки ситуации абстрактными пожеланиями, наивными предположениями, оторванными от жизни требованиями. Как правило, такая мистификация сознания политических субъектов также неизбежно ведет к доминирующему положению группировок, манипулирующих общественным мнением в угоду своим эгоистическим интересам. Поэтому приверженность людей моральным идеалам в такой ситуации может обернуться глубокой жертвенностью, неоправданными уступками, формой поощрения демагогов.

Выдержать необходимый баланс между политическими и моральными критериями весьма непросто и чаще всего это удается людям, которые имеют собственный опыт разного политического участия с крепкими нравственными взглядами. Не обладающие моральными принципами, легко переходят через все внутренние ограничения в использовании средств для сохранения и повышения своего властного статуса.

Заключение

политика капиталистический демократический вебер

Политика является важным компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможен социальный прогресс существования общества, личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы направлять общественное развитие на принятие справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Тем не менее политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития, если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека. Двойственность, "двуликость" политики выражается в том, что, с одной стороны, она, как правило, является инициатором всех начинаний и свершений, она упорядочивает взаимоотношения людей, осуществляет правление порядка и справедливости, но, с другой стороны, именно с ее помощью часто творится произвол, унижается человеческое достоинство, попираются права и свободы людей.

Для того чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, ее следует глубоко изучать, уметь видеть за скомпонованным нагромождением политических событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни.

Список используемой литературы

1. Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, 1999г.

2. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - 3-е изд.,1997г.

3. Основы политологии. Курс лекций под редакцией профессора В.П. Пугачева. Россия 1992 -256 с.

4. Васильев В. А. Социальные интересы: единство и многообразие / Соц. полит, журнал. 1999, № 3

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Политика как общественное явление и вид человеческой деятельности, ее роль в жизни общества. Связь политики с другими сферами общественной жизни. Объект исследования и метод политологии. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Политика: общее понятие, история происхождения и развития, основные теоретические подходы. Структура, важнейшие элементы и функции политики. Взаимосвязь и взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни: экономикой, правом, моралью.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2011

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Политика и экономика. Политика и право. Проблема соотношения политики и морали. Возможность нравственной политики. Обеспечение целостности общественной системы.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2015

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Характер отношений политики с различными сферами общественной жизни. Взаимоотношения политики и экономики, права и морали. Возможность нравственной политики.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Политика как явление социальной жизни, результат ее усложнения и форма проявления государства. Происхождение политики и ее сущность, основные трактовки, внутренняя структура и функции. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Политический статус личности. Внутренние и внешние функции государства. Понятие государственной власти. Сущность политической системы. Понятие политической элиты и избирательной системы.

    презентация , добавлен 17.04.2013

    Роль политики в жизни общества. Политика как общественное явление и вид человеческой деятельности. Объект исследования и метод политологии. Отличие экономических интересов от политических, основные экономические концепции в реформировании экономики.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Причины, по которым граждане считают политику делом грязным. Влияние политики на экономику и другие сферы существования общества. Политика и мораль. Утилитаристская концепция морали и ее роль в политической жизни. Моральность и аморальность политики.

    реферат , добавлен 20.03.2015

    Происхождение и природа политики, её роль в формировании и развитии общества. Взаимосвязь политической, экономической, социальной и духовной сфер общественной жизни. Противоречивые взаимоотношения политики и морали. Соотношение целей и средств в политике.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Политика как общественное явление. Основные цели, задачи и функции политики в отечественной политологии. Изучение и обобщение проблемы взаимоотношений политики с другими сферами общественной жизни, а именно с наукой, религией, культурой и искусством.