Поговорим о мотивационной готовности к школе. Поговорим о мотивационной готовности к школе действиям и решениям

Ваш ребёнок идёт в школу

родителям будущих первоклассников.

Педагог – психолог

Максс О. В.


Пора ли в школу?



Готовность к школе психологическая «Готовность к школе психологическая»



Личностная готовность Принятие позиции школьника. Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.


  • подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль ученика.

Интеллектуальная готовность Р азвитие памяти, внимания, основных мыслительных операций. К 6-7 годам ребенок должен знать: Свой адрес и название города, в котором он живет; Название страны и ее столицы; Имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; Времена года, их последовательность и основные признаки; Название месяцев, дней недели; Основные виды деревьев и цветов; Уметь различать диких и домашних животных. Иными словами он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.


Волевая готовность умение сдерживать и контролировать своё поведение


Психологически не готовый к школе ребёнок :

Тяготеет к шаблонным

действиям и решениям

Не может сосредоточиться

на уроке, часто отвлекается

Не может включиться

в общий режим

работы класса (группы)

Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач

Проявляет

мало инициативы


Психологически готовый к школе ребенок

Готов к общению

и взаимодействию –

как со взрослыми,

так и со сверстниками

Имеет широкий кругозор,

запас конкретных знаний,

понимает основные

закономерности

Желание идти в школу,

вызванное

адекватными причинами

(учебными мотивами).

Умеет контролировать

эмоции и поведение


Социальные страхи старших дошкольников

  • Страх ошибки на уроке.
  • Страх насмешки сверстников.
  • Страх наказания и утраты расположения взрослых.

Советы психолога 1. Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти, внимания и мышления ребёнка. Лучший способ их тренировать – игра. 2. Следует также подготовить руку ребёнка к письму (игры и упражнения по развитию мелкой моторики - лепка, рисование, поделки, конструирование и т.д.) 3. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.


Советы психолога 4.Постарайтесь подготовить ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети 5. Создавайте положительную мотивацию вашему ребёнку 6. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме. 7.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. 8. Составьте с ребенком распорядок дня 9. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи


  • Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
  • Сдерживать свои эмоции.
  • Не кричать, не унижать и не обижать.
  • Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
  • Не наказывать ребенка без причины.
  • Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
  • Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

« Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». А. Л. Венгер

Что такое готовность к школе?
  • Функциональная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Волевая готовность
  • Мотивационная готовность
  • Социально-психологическая готовность
Функциональная готовность
  • Соответствие степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения.
  • Уровень общего развития
  • Глазомер
  • Пространственная ориентация
  • Способность к подражанию
  • Развитие руки
Интеллектуальная готовность
  • Определённый запас знаний, развитость наглядно-действенного мышления, творческого воображения, наличие представлений о природе и т. п.
  • Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность, чёткость представлений.
  • Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать, умение сопоставлять, сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Волевая готовность
  • Возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли.
  • Умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого
  • Действовать в соответствии с правилом
  • Использовать образец
  • Сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени
Мотивационная готовность
  • Желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника.
  • Варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом:
  • Интерес к новым видам деятельности
  • Самоутверждение
  • Интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них
  • Познавательная потребность
Познавательная потребность
  • Привлекательность знаний, интерес к процессу познания.
  • Уровень её развития- один из показателей психологической готовности к школе.
  • Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, у которых небольшой объём знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать. Такие дети не проявляют обычной детской любознательности, не желают получать новые знания, избегают умственного напряжения.
Социально – психологическая готовность
  • Наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать в коллективе. Адекватное отношение к сверстникам, учителям, успехам и неудачам.
Развитие речи
  • Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления.
  • Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.
  • Пересказ прочитанных или прослушанных сказок, рассказов.
  • Заучивание наизусть пословиц, стихов, считалок, скороговорок.
  • Отгадывание загадок.
  • Составление рассказа по картине, серии картин.
Как подготовить ребёнка к школе?
  • Создание благоприятной эмоциональной обстановки в семье: забота, понимание, внимание.
  • Разумная требовательность и дозированная самостоятельность, правильно организованная система поощрений и наказаний –вот ведущие принципы воспитательного подхода.
  • Способствовать расширению кругозора, нравственному воспитанию. Ребёнок должен понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», знать нормы и правила поведения.
  • Включение ребёнка в разнообразные сюжетно-ролевые игры.
  • Развитие речи ребёнка, обогащение его словарного запаса.
  • Игры-головоломки, ребусы.
  • Развитие моторики и координации движений, глазомера
  • (рисование, лепка, выкладывание мозаики, аппликация, вырезание, вышивание, плетение, игры с мячом, танцы).
  • Развитие фонематического слуха (логопедические занятия).
  • Развитие произвольности (обучение работе по образцу, например, конструирование).
В помощь родителям Учебники для 1 класса Прописи и рабочие тетради
Полезные сайты в интернете
  • Сайт ОУ СОШ № 30
  • http://school30.syzran.ru
  • 2. Тест «Готов ли Ваш ребёнок к школе?»
  • http://vshkolu.com
  • 3. «Лукошко сказок»
  • http://www.lukoshko.net
  • 4. http://teremok.ru
  • 5. http://www.kinder.ru

Презентация по слайдам

Текст слайда: Родительский урок «Готов ли Ваш ребенок к школе?» Презентацию подготовила педагог-психолог Вайцель О. В.

Текст слайда: Тест А. Е. Хасанова Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?

Текст слайда: Результаты теста 10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Занимайтесь закаливание ребенка, поиграйте с ним в школу. Если уровень тревожности не снизился – обратитесь к психологу. 5-10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе. 4 и менее баллов. Вероятно, Вам, сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для Вас – не быть беспечным и невнимательным.

Текст слайда: Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов

Текст слайда: Компоненты готовности Психологическая готовность Мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, коммуникативная Физическая готовность Здоровье, моторика рук, движения, возраст Педагогическая готовность Чтение, счет, учебные умения

Текст слайда: Психологическая готовность Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года. Успешное усвоение школьного материала.

Текст слайда: Высокая мотивационная готовность Наличие у ребенка познавательных интересов: любит книги; адекватная самооценка; любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознателен; задает много вопросов.

Текст слайда: «Социальная позиция школьника» Сформированность «социальной позиции школьника»: Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности. Эмоционально –благополучное отношение к школе.

Текст слайда: Интеллектуальная готовность Ориентировка ребенка в окружающем. Запас знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

Слайд №10

Текст слайда: Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

Слайд №11

Текст слайда: Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Слайд №12

Текст слайда: Физическая готовность Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой. Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Слайд №13

Текст слайда: Возраст поступления в школу В настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

Слайд №14

Текст слайда: http://www.teremoc.ru/ Предложите ребенку пройти интерактивный тест.

Слайд №15

Текст слайда: Перечень документов, необходимых для записи детей в ПЕРВЫЙ класс: 1. Заявление родителей. 2. Справка с места жительства о прописке ребёнка. 3. Паспорт одного из родителей. 4. Свидетельство о рождении ребенка (копия). 5. Копия медицинского страхового полиса ребёнка. 6.Медицинская карта ребенка, в которой имеются сведения о состоянии здоровья ребенка и заключение о возможности обучения в массовой школе.

Слайд №16

Текст слайда: Какие книги и пособия Вам помогут в подготовке ребенка к школе? О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «350 упражнений для подготовки детей к школе». М.: Премьера, 2001г. Л.Ф. Тихомирова. «Логика. Дети 5-7 лет". Ярославль, 2000 г.; Ю. В. Давыдова. «Как подготовить ребенка к школе". М.: Эксмо, 2008г.

Cлайд 1

Cлайд 2

Уважаемые родители! Если Ваш ребёнок скоро станет первоклассником, а вы переживаете, готов ли он к школьному обучению, то эти рекомендации должны помочь Вам в оценке его достижений, позволят выявить проблемные моменты и наметить пути коррекции.

Cлайд 3

Оценка развития познания Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ? Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)? Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)? Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Cлайд 4

Оценка базового опыта Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу? Был ли малыш в библиотеке? Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее? Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории? Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Cлайд 5

Оценка языкового развития Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых? Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник? Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.? В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай? Четко ли ребенок выговаривает слова? Правильна ли его речь с точки зрения грамматики? Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Cлайд 6

Оценка уровня эмоционального развития Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников? Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности? Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Cлайд 7

Оценка физического развития Хорошо ли ребенок слышит? Хорошо ли он видит? Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…) Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Cлайд 8

Зрительное различение Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)? Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (кот/год, б/п…)?

Cлайд 9

Зрительная память Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать? Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Cлайд 10

Зрительное восприятие Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок? Понимает ли он, что читают слева направо? Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Cлайд 11

Уровень слуховых способностей Может ли ребенок рифмовать слова? Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес? Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр? Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Cлайд 12

Оценка умения общаться Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними? Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Cлайд 13

Умение подчиняться и действовать по правилам, контролировать свои действия Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

Cлайд 14

Уровень развития речи Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

Cлайд 15

Уровень развития фонематического слуха Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Оценка развития познания Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ? Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)? Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)? Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?


Оценка базового опыта Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу? Был ли малыш в библиотеке? Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее? Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории? Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?


Оценка языкового развития Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых? Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник? Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.? В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай? Четко ли ребенок выговаривает слова? Правильна ли его речь с точки зрения грамматики? Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?


Оценка уровня эмоционального развития Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников? Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? Легко ли малышу переключиться при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности? Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?


Оценка физического развития Хорошо ли ребенок слышит? Хорошо ли он видит? Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…) Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?






Зрительное восприятие Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок? Понимает ли он, что читают слева направо? Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов? Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.


Уровень слуховых способностей Может ли ребенок рифмовать слова? Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес? Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр? Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?




Умение подчиняться и действовать по правилам, контролировать свои действия Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.


Уровень развития речи Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).


Уровень развития фонематического слуха Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.


«Назови звуки» Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.




Игра «Четвертый лишний» позволит выявить умение выделять существенные признаки предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето –... (зима)»; «часы – время, градусник –... (температура)», «глаз – зрение, ухо –... (слух)». Норма: не больше 1–2 ошибок.


Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.