Художественные приемы в литературе: виды и примеры. Художественные средства и их роль в тексте Для чего автор использует прием сравнения

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

На вопрос, что такое сравнение в литературе, коротко можно ответить, что это - троп, то есть особый Основывается этот приём на отображении неких свойств описываемого предмета или явления путём сравнения этих признаков с другими, опираясь на то, как их видят или воспринимают окружающие или индивидуально сам автор.

Составные части сравнений

Для этого тропа характерно наличие трёх составляющих: описываемого предмета или явления, объекта, с которым он сравнивается, и основание для аналогии, то есть общий признак. Интересен тот факт, что само название, указание на этот общий признак, может опускаться в тексте. Но читатель либо слушатель всё равно прекрасно понимает и чувствует, что хотел донести до собеседника или читателя автор высказывания.

Однако само понимание определения, разъясняющего, что такое сравнение в литературе, ещё не даёт полной картины без примеров. И вот тут сразу возникает уточнение: при помощи каких частей речи и в каких формах авторы образуют эти тропы?

Виды сравнений в литературе для имен существительных

Можно выделить несколько видов сравнений.


Сравнения образа действия в литературе

Обычно в таких конструкциях бывают задействованы глаголы и наречия, существительные или целые обороты и


Зачем нужны сравнения в литературе

Разобравшись с вопросом, что такое сравнение в литературе, необходимо понять: а нужны ли они? Для этого следует провести небольшое исследование.

Вот в котором используются сравнения: «Тёмный лес стоял, словно после пожара. Луна пряталась за тучками, как укрывает лицо чёрным платком. Ветер будто уснул в кустах».

А вот тот же текст, в котором убрали все сравнения. «Тёмный лес стоял. Луна пряталась за тучками. Ветер». В принципе, сам смысл передан в тексте. Но насколько образнее представлена картина ночного леса в первом варианте, чем во втором!

Нужны ли сравнения в обычной речи

Некоторые могут подумать, что сравнения необходимы лишь писателям да поэтам. А вот обычным людям в их обычной жизни они вовсе и не нужны. Это утверждение абсолютно неверно!

На приёме у врача пациент, описывая свои ощущения, обязательно прибегнет к сравнениям: «Сердце болит… То как будто ножом режет, а то - словно в кулак его кто сжимает…» Бабушка, поясняя внучке, как делать тесто для блинов, также вынуждена сравнивать: «Воду добавляешь до тех пор, пока тесто не станет похожим на густую сметану». Мама устало одёргивает не в меру развеселившегося малыша: «Хватит уже скакать будто заяц!»

Наверное, многие возразят, что статья-то посвящена сравнения в литературе. При чём тут наша обыденная речь? Гордитесь, обыватели: многие люди разговаривают, используя литературную речь. Поэтому даже просторечье - это один из пластов литературы.

Сравнения в узкоспециализированной литературе

Даже технические тексты не могут обойтись без сравнений. Например, чтобы в рецепте приготовления жареной рыбы не повторять уже описанный выше процесс, для сокращения, автор часто пишет: «Рыбу следует жарить так же, как котлеты».

Или в пособии для людей, осваивающих азы конструирования из фанеры или дерева, можно встретить фразу: «Дрелью вкручиваются саморезы так же, как и выкручиваются. Только перед работой следует установить на ней нужный режим».

Сравнения - необходимый приём в литературе самых разных направлений. Умение правильно употреблять их отличает культурного человека.

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью

Усиления его изобразительности и образности,

Создания более ярких, выразительных образов,

Выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений,

Метафора (в пер. с греч. - чешуя песчаного дна (предл.4); перенос) - это слово или морщины песка (предл.); выражение, которое крошечные кувшинчики рака- употребляется в переносном отшельника (предл.7); значении на основе сходства дутая коробочка спины, покрытая двух предметов или явлений по известковыми бородавками какому-либо признаку. В моллюсков (предл.27); отличие от сравнения, в шахматный конь (предл.36); котором приводится и то, что распустив перепончатые плавники сравнивается, и то, с чем крошечных подводных драконов сравнивается, метафора (предл.36); содержит сравниваемое. кисть таких же прозрачных В основу метафоры может быть щупалец (предл.10). положено сходство предметов по форме, цвету, размеру, назначению, действию, ощущениям и т. п.

  • 13. Вариант 1
  • 14. Несомненно, словесные образы создают особенныймир, в который мы погружаемся, читая художественнуюлитературу, помогают понять и запомнить прочитанное. Например, желая точно изобразить форму раков-отшельников, автор использует в предложении 7 метафору«крошечные кувшинчики», а вот цвет и движениеплывущей медузы ему удалось передать с помощьюсравнений: «Тонкие закраины …купола дышали иволновались синей желатиновой каймой, как краяпарашюта». Вот так эти два средства выразительности речипозволили и нам ярче представить обитателей моря,увиденных Петей.
  • 15. Вариант 2
  • 16. В самом деле, у человека со словом связанопредставление о предмете или явлении, поэтомуязыковые средства выразительности речи могутвызывать интерес к сказанному или написанному, ярчепредставить изображаемое. Так, внимание читателя невольно привлекает описаниестайки морских коньков в предложении 36. С помощьюэпитетов «точёные мордочки и грудки», «перепончатыеплавники» и метафоры «крошечные подводныедраконы» автору удалось создать точный образ этихморских обитателей, а читателю – их увидеть. Поэтому можно с уверенностью сказать, что яркая,образная речь увлекает читающего, производит на негосильное действие.
  • 17. Вариант 3
  • 18. Средства художественной выразительности в тексте и в устнойречи развивают образное мышление, фантазию читателя илислушателя, позволяют детально представить предметы илиявления. Например, в предложении 19 автор сравнением «солнцезажглось… серебряной звездой» помог читателю увидеть цвет иформу отражённого солнца. Это сравнение необычно и невольнопривлекает внимание. А в предложении 27 эпитет «паучьи ноги» и метафоры «дутаякоробочка спины, покрытая известковыми бородавкамимоллюсков» рисуют образ старого краба, помогая читателю зримопредставить его. Поэтому нельзя не согласиться с известным лингвистомА.И.Горшковым, утверждавшим, что «выразительность – этосвойство сказанного или написанного своей смысловой формойпривлекать особое внимание читателя, производить на негосильное впечатление».
  • 19. Вариант 4
  • 20. В самом деле, языковые средства выразительности помогают намс головой погрузиться в произведение, лучше понять его, пережитьразнообразные чувства, эмоции, ощущения. Например, понять, как неприятен ожог от прикосновения медузыпомогает сравнение «обжигающей, как крапива», но зато мы можемпозавидовать Пете, который увидел «дивный мир» подводногоцарства. Этот эпитет передаёт восхищение мальчика от красотыувиденного под водой, и мы вместе с ним невольно любуемсяоткрывшейся картиной. Следовательно, художественные средства выразительностипривлекают и удерживают внимание читателя, рождают в нёмжелание вновь и вновь перечитывать текст, испытывая при этомистинное наслаждение.
  • 21. Вариант 5
  • 22. Когда человек хочет выразить себя, свои мысли и чувства так,чтобы читатели или слушатели его поняли, вошли в его мир ипочувствовали красоту сказанного или написанного, он используетязыковые средства выразительности. В предложении 4 меня поразила метафора «чешуя песчаногодна». Если вы бывали на море, то ранним утром сквозь прозрачнуюводу наверняка видели намытые легкими движениями волн округлыепесчаные формы. Автор точно подметил их сходство с рыбьейчешуёй, удивив меня оригинальной метафорой. Ему удалось также заставить нас представить медузу, которая«висела…прозрачным абажуром». Всего лишь одно сравнение, нокакое оно точное и необычное! Всё-таки прав был лингвист А.И.Горшков, утверждавший, что«выразительность – это свойство сказанного или написанного своейсмысловой формой привлекать особое внимание читателя,производить на него сильное впечатление».
  • 23. «А Баба-Яга против…»Особое мнение
  • 24. Прочитайте и прокомментируйте сочинение Михаила Б. (текст сочинения передан без изменений). Я не согласен с высказыванием лингвиста А.И.Горшкова о том, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Привлекать особое внимание читателя должны не средства выразительности, а содержание текста и его информативность. Ведь текст может быть «красивым», но он будет «пустышкой». И наоборот, текст может быть без средств выразительности, но он будет информативным, содержательным и интересным. Примером этого могут служить статьи из научно-популярных журналов. Производить на читателя сильное впечатление выразительность вряд ли может, но это в полной мере могут сделать факты, которые излагаются в тексте. Например, научные труды многих известных учёных не блещут обилием средств выразительности, но они производят сильное впечатление, за что и получают престижные премии. Это влияние на читателя производят факты, открытия в этих трудах. Следуя из этого, я считаю, что лингвист А.И.Горшков был неправ насчёт выразительности.

Чтобы текст был выразительным, глубоким и интересным для прочтения, авторы используют при написании средства художественной выразительности. Сегодня речь пойдет о том, что такое сравнение в литературе.

Определение

Сравнение в литературном произведении — это средство художественной выразительности, помогающее усилить значение действия, предмета или события.

Цель использования состоит в раскрытии личности персонажа или события, его глубинных мотивов. Роль сравнения определяет автор.

Главная черта – использование предлогов: будто, как, словно, точно, похож на, точно, как будто, подобно тому. Сравнительную конструкцию легко обнаружить благодаря предлогам.

Теперь дадим определение, что такое сравнение в русском языке. Так именуется стилистический прием уподобления одного предмета к другому, с выделением их общего смысла. Роль сравнения в произведении достаточно значима.

Обратите внимание! Сравнения в художественном тексте часто используются для более глубокого понимания персонажа, его помыслов, характера и намерений.

Литературные примеры

Приведем примеры сравнений из произведений, написанных в стихах.

«Видите спокоен – как! Пульс покойника» («Облако в штанах», В. Маяковский).

«Я был как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком» («Письмо к Женщине», С. Есенин)

«Лошадь в мыле» — идиома, подчеркивающая суету и активные действия человека, приносящие ему только стресс и усталость. В данном случае троп использован, чтобы показать лирического героя, который жил в сумасшедшем ритме, на грани жизни и смерти.

Его эмоции и чувства подвергались сильнейшим ударам от героини, которой посвящено стихотворение. В данном случае женщина – смелый ездок, который не боится убить лошадь, продолжая на ней скакать (образно), то есть продолжая играть на чувствах лирического героя.

«-Оттого, что я терпкой печалью, Напоила его допьяна» («Сжала руки под темной вуалью», )

Здесь Ахматова показывает степень эмоционального взрыва лирического героя, который обозначен в стихотворении местоимением «он». Напоила допьяна – выбила из равновесия своими словами. Когда человек пьян, он себя не контролирует и может совершать спонтанные действия, то же произошло с лирическим героем:

«Как забуду? Он вышел, шатаясь..»

Героиня ему сказала что-то, что послужило серьезным ударом и заставило покинуть помещение «шатаясь», с искривленным мучительно ртом. Эпитеты «вышел шатаясь» и «искривился мучительно» подчеркивают вышеуказанное.

«И царица над ребенком, Как орлица над орленком» (сказка о царе Салтане, А.С. Пушкин)

Пушкин показывает серьезное и трепетное отношение царицы к своим детям. Орлы подходят ответственно к детям, начиная с выбора партнера, заканчивая гнездом и воспитанием.

«Я в умиленье, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя!» («Признание», А.С. Пушкин)

Дети – самые искренние и чистые люди. Их мозг еще не опорочен дурными мыслями, нечистыми намерениями и поиском выгоды. Когда они радуются или чем-то восхищаются, то настолько беспомощно прекрасны в своем проявлении чувств, что это невозможно не заметить. В данном стихотворение лирический герой испытывает настолько сильные и чистые чувства, что он подвергается сравнению с ребенком.

«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.» (сказка о , А.С. Пушкин)

Журчание реки успокаивает, хочется слушать бесконечно. Подобным сравнением А.С. Пушкин подчеркивает красивую и складную речь, которой можно заслушаться.

А теперь приведем примеры сравнений в литературе. Возьмем для этого знаменитый роман «Война и Мир» Льва Толстого.

«Заводила равномерную, приличную разговорную машину».

Лев Николаевич наглядно демонстрирует, что такое сравнение в литературе – этот прием в романе-эпопее встречался практически на каждой второй странице. В данном случае Анна Павловна Шерер подвергается сравнению ни с природой или животными, а с неодушевленным предметом – разговорной машиной.

Анна Шерер служит в качестве посредника между разговорами людей. Если вспомнить роман, то именно с ее подачи начинались беседы, знакомства и образовывались кружки.

«Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка»

Вот такое мнение сложилось у Пьера о Платоне Каратаеве. Запах от цветка отделяется непрерывно и бесконтрольно. Таким точным описанием, показывают характер Платона, который всегда подкрепляет слова действиями и не заставляет в себе сомневаться. Было использовано развернутое сравнение, о чем подсказывают наречия «необходимо» и «непосредственно». Автор уже дает объяснение употребление тропа.

«И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала»

Ребенок ассоциируется с чистотой и непосредственностью. Они могут искренне переживать и плакать от того, что плохо другим. Дети воспринимают все близко к сердцу, без грязных намерений. Троп использован для понимания Наташи – она чистая, светлая, ее мозг не осквернен гнилыми мыслями и двойными стандартами, она не ищет выгоду, а живет так, словно завтрашнего дня не существует.

Примеры из романа Анна Каренина ().

«Человек, который спокойно перешел по мосту, а потом увидел, что мост этот разобран и что там пучина. Эта пучина и поглощает его.»

Так Лев Николаевич демонстрирует Александра – мужа Анны, представляя образного персонажа. Он не смотрит по сторонам, он углублен в себя и отказывается понимать, что с ним происходит, игнорируя происходящее.

Он чувствует себя отдельным человеком, для которого всего вокруг не существует – гулящей жены, семьи и дурных слов окружения, тем не менее он тонет и сам не понимает глубины этой пучины.

«Воспоминание о зле, причиненном мужу, возбуждало в ней чувство, похожее на отвращение и подобное тому, какое испытывал бы тонущий человек, оторвавший от себя вцепившегося в него человека.»

Образ Анны подвергается сравнению с образным персонажем, который во имя своего шанса на жизнь, отвергает другого тонущего. Будет ли он спасен? – риторический вопрос. Анна предстает эгоисткой, но и что-то человеческое в ней есть – она корит себя за содеянное и несет за это полную ответственность.

Чтобы понять, для чего автор использует троп, необходимо прочитать произведение или его часть целиком, не забывая об авторской иронии. Например, нужно понять, что обозначает телефонный аппарат при описании Анны Павловны Шерер. Прочитайте целиком не менее 5 страниц. Если вытаскивать из текста только тропы, то смысл и отношение автора едва уловимо.

Важно! Как найти троп, если нет времени перечитывать текст: обратите внимание на предлоги. Они часто выдают средства художественной выразительности.

Полезное видео

Вывод

Сравнению может быть подвержен любой персонаж для понимания его глубинных мотивов и его личностных качеств. Чтобы найти этот троп в тексте, обращайте внимание на предлоги и постановку предложений.

Вконтакте

I Орг. момент. Приветствие

II Проверка домашнего задания

III
I этап

Упражнение №1

Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Касьян с красивой Мечи». О чем говорится в этом отрывке? Как Тургенев описывает облака? Какие предметы и явления сравниваются? По какому общему признаку они сравниваются? Какое слово указывает на то, что эти явления сравниваются? Подчеркните изображаемое явление и слова, которые проясняют значения изображаемых явлений. Этот прием называется сравнением (теория по сравнению, средства грамматического оформления сравнения).
Зачем автор использует сравнение?

“Погода была прекрасная. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака , изжелта-белые, как весенний запоздалый снег , плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса”.

Упражнение №2

Прочитайте предложения, найдите сравнение. Докажите, что это сравнения. Подчеркните их и выпишите в таблицу, состоящую из трех граф:

  1. Изображаемые предметы, явления.
  2. Средства грамматического оформления сравнения.
  3. Слова, которые проясняют значения изображаемых явлений.

Подумайте, почему, с какой целью авторы используют сравнения в своих предложениях?
В каком из сравнений мы видим отношение автора к описываемому, а в каком сравнение употребляется для точного описания внешнего вида предмета? Какими частями речи выражены сравнения?

  1. “Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные , – и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук”. (И.С.Тургенев).
  2. “У Гаврика перехватило дыхание , как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды”. (В.Катаев).
  3. “И является она

У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее ,
Розы утренней
свежее ”. (А.С.Пушкин).

  1. Лепестки цветков львиного зева, точно звериная пасть ”.
  2. “Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!» (М.Ю.Лермонтов)

  1. Хвост ската, как тонкий длинный бич , он лишен хвостового плавника”
  2. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху ». (К.Г.Паустовский).

Упражнение №3

Придумайте сравнения, включите их в предложения. С какой целью вы использовали сравнения? В каком стиле можно употребить полученные предложения? На что похожа грозовая туча? На что похож хвост павлина? На что похожа капля росы? Из предложений выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне слова.

Упражнение №4

Запишите предложения в исправленном виде. Как называется прием, использованный в этих предложениях?

  1. «Издали цветы ивы подобные желтым пушистым комочкам.»

(К.Г. Паустовский)

  1. «Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, похожие кто их вымыл и лак на них навел»

(И.С. Тургенев)

  1. «В сумерки луга похожие на море».

(К.Паустовский)

  1. «Воздух только изредка дрожал, ровно дрожит вода, возмущенная падением ветки».

(И.С. Тургенев)

Упражнение №1

Прочитайте текст. К какому типу речи относится этот текст? Как вы это определили? Какой оттенок смысла вносят сравнения? (сравнения уже выделены в тексте) Как бы вы определили основную мысль текста? В каких предложениях она прямо сформулирована? Какие слова и словосочетания, по вашему мнению, особенно помогают раскрыть основную мысль текста? Какова роль вопросительных и восклицательных предложений? Озаглавьте текст в соответствии с основной мыслью. (В теме желательно использовать сравнения, т.к. должна быть зависимость между использованием приема в теме и в тексте). Выпишите слова с проверяемыми гласными в корне слова.
«Нет дерева прекраснее березы.
Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветви, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид. И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с березой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе.
Да, прекрасное дерево береза и нет ее прекраснее».

(По Д. Кайгородову)

Упражнение № 2

Представьте, что вы увидели куст шиповника после дождя. Подберите словосочетания, используя сравнения и олицетворения. Составьте тематическую сетку.