Государственный мониторинг. Государственный мониторинг в Российской Федерации Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственного мониторинга земель;
  • государственного мониторинга объектов животного мира;
  • государственного лесопатологического мониторинга;
  • государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)
  • государственного мониторинга состояния недр;
  • государственного мониторинга водных объектов;
  • государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
  • государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
  • 4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

    оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

    определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

    выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

    направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

    направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

    выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

    создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

    хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

    Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

    информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

    результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

    данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

    4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.

    5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

    6. Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    8. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    9. Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.

    10. На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

    В крупных городах наблюдения за качеством воздуха проводятся с 1963 г., а как таковая единая Общегосударственная система наблюдений и контроля (ОГСНК) за загрязнением природной среды была сформирована в 1972 г. Общее руководство было возложено на Государственный комитет по гидрометеорологии СССР (Госкомгидромет СССР), который добился в короткий срок выполнения серьезных успехов - регулярности наблюдений, единства программ и методов, репрезентативности точек наблюдения, охвата огромной территории программами наблюдений. Было проведено обучение персонала наблюдательных станций специальным методам пробоотбора, консервации, транспортировки проб с последующими химическими анализами.

    Важнейшим достижением стала выработка основных принципов организации системы наблюдений, таких как комплексность, систематичность проведения химических анализов проб воды, воздуха, почв; обобщения получаемой информации, что в свою очередь позволило обеспечить сравнимость результатов наблюдений за загрязнением окружающей среды на территории СССР с учетом различных метеорологических условий.

    Это позволило давать оперативные прогнозы состояния качества воздуха крупных регионов, сформулировать такие понятия, как ассимиляционный потенциал атмосферы и потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА), индексы загрязнения атмосферы (ИЗА) и др. С помощь таких показателей стало возможным: ранжировать города по степени загрязненности; выделять приоритетные загрязнители; разработать методические подходы к регулированию выбросов при неблагоприятных метеоусловиях и др.

    За 20 лет работы ОГСНК были достигнуты впечатляющие результаты. Эта система заложила методическую основу, которая даже в настоящее время используется не в полной мере. Так, например, при оценке качества вод применялось до 50 показателей при 10-12-кратном отборе проб вод из рек. Сейчас это 3-4 анализа в лучшем случае по 12-14 показателям. Большой заслугой этого периода можно считать унификацию методов химического анализа компонентов среды с изданием методической литературы, а также организацию фоновых наблюдений в биосферных заповедниках, начало расчетов трансграничных переносов загрязнителей атмосферными потоками и водами, использование данных при различных видах экологического сопровождения хозяйственной деятельности.

    К сожалению, к началу 1990-х гг. стройная система ОГСНК была разрушена, частично переведена в другие организации и ведомства с прекращением публикаций материалов о состоянии окружающей среды во многих регионах России. Только в 1993 г. постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 1229 была создана единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Согласно этому постановлению ЕГСЭМ должна была формироваться как межведомственная информационно-измерительная система, создаваемая в целях информационной поддержки принятия решений. Это организация мониторинга атмосферы, почв, вод суши, морских сред, околоземного пространства, фонового космического мониторинга, ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей среды и др.

    Еще одно направление экологического мониторинга связано с реагированием на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и их заблаговременным прогнозом. Эти функции выполняются в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В ее составе Федеральная служба но гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) проводит прогнозирование распространения загрязнений в атмосфере, подготовку данных о траекториях движения воздушных масс, прогноз содержания опасных веществ в воздухе, водных объектах, выпадениях на поверхности земли, специализированный анализ и прогноз состояния приземного слоя воздуха в районе аварий.

    Организация и осуществление экологического мониторинга обеспечивается в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

    Цели экомониторинга на государственном уровне включают:

    • наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, и воздействием этих источников на окружающую среду;
    • оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды мод воздействием природных и антропогенных факторов;
    • обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

    Информация, полученная при осуществлении экомониторинга, используется:

    • при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;
    • разработке федеральных экологических программ, целевых природоохранных программ и мероприятий;
    • осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;
    • прогнозировании и предупреждении чрезвычайных ситуаций (ЧС);
    • подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

    Задачами государственного экологического мониторинга являются:

    • организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за ее состоянием в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
    • оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на ее состояние, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;
    • информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц но вопросам состояния окружающей среды;
    • формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
    • обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экомониторинга.

    В состав единой системы государственного экологического мониторинга входят подсистемы, показанные на рис. 2.2.

    Фонд данных государственного экологического мониторинга - федеральная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку и анализ данных. Он включает:

    • информацию, содержащуюся в базах данных подсистем ЕСГЭМ;
    • результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;
    • данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    ЕСГЭМ сформирована на основе территориально-ведомственного принципа построения, предусматривающего максимальное использование возможностей существующих государственных и ведомственных систем о>

    Рис. 2.2. Подсистемы государственного экологического мониторинга РФ мониторинга состояния ОПС, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем. В ней выделены базовые и специализированные подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения функционирования системы в целом (рис. 2.3).


    Рис. 23.

    Росгидромет как головная организация обеспечивает:

    • а) проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов:
      • опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям;
      • неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности;
      • химическое, радиоактивное и тепловое загрязнение, физические, химические и биологические (для поверхностных водных объектов) процессы;
      • изменение компонентов природной среды, приводящее в том числе к изменению климата;
    • б) предоставление органам государственной власти РФ ее субъектов и органам местного самоуправления сведений (данных) о фактическом состоянии окружающей среды, а также информации о происходящих и прогнозируемых изменениях в ее состоянии;
    • в) предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС оперативной фактической и прогностической информации в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от ЧС природного и техногенного характера;
    • г) предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о состоянии окружающей среды для решения задач социально-гигиенического мониторинга;
    • д) предоставление специально уполномоченным государственным органам РФ в области охраны окружающей среды информации для комплексного анализа и оценки состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;
    • е) предоставление заинтересованным организациям и населению текущей и экстренной информации об изменении окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния;
    • ж) организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем наблюдений;
    • з) организацию согласованного функционирования государственной системы наблюдений с аналогичными международными системами.

    Перечисленные функции реализуются Росгидрометом во взаимодействии с другими органами государственной власти (табл. 2.2).

    Ведомственные системы мониторинга ориентированы на наблюдение и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Они функционируют по собственным программам, которые часто не скоординированы с другими программами мониторинга. Перечень других головных организаций в сфере мониторинга окружающей среды приведен в приложении 1.

    Ведомственные системы мониторинга на федеральном уровне реализуются соответствующими службами (управлениями федеральных министерств и ведомств совместно со специализированными научно- исследовательскими институтами (НИИ), вычислительными центрами и организациями этих, а иногда и других ведомств). На региональном, областном и городском (районном) уровнях созданные и создающиеся системы ведомственного мониторинга реализуют свои программы управления при участии специализированных организаций, находящихся на этих территориях.

    Взаимодействие Росгидромета и органов государственной власти России при организации государственного мониторинга окружающей среды

    Государственный

    Направления взаимодействия

    Минприроды

    Организация и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, а также при создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

    Минэкономразвития России, Минприроды России, Мин- промторг России, Минэнерго России, Минтранс России, Минсельхоз России, Минрегион России, Росстат

    Получение и использование сведений российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов

    МЧС России

    Получение и использование сведений о состоянии окружающей среды, получаемых при осуществлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

    Минсельхоз

    Получение и использование сведений о состоянии и загрязнении земель сельскохозяйственного назначения, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

    Росприроднадзор

    Использование данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, а также вопросы установления и пересмотра перечня объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха

    Росреестр

    Использование государственных топографических карт, а также сведений о состоянии земель, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения)

    Роспотребнадзор, ФМБА России

    Получение и использование сведений о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов и почв, получаемых при проведении социально-гигиенического мониторинга

    Государственный

    Направления взаимодействия

    Росводресурсы

    Получение и использование сведений о водопотреблении и водоотведении на всех водных объектах, а также о проведении общей оценки и прогнозирования изменений состояния водных объектов, их морфометрических особенностей, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, получаемых при осуществлении государственного мониторинга водных объектов

    Рос рыболовство

    Использование сведений о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов, получаемых при ведении государственного мониторинга водных биологических ресурсов

    Роснедра

    Использование сведений о состоянии подземных вод для оценки влияния подземных вод на состояние поверхностных вод, а также сведений об опасных экзогенных и эндогенных геологических процессах для оценки их влияния на состояние окружающей среды, получаемых при осуществлении государственного мониторинга состояния недр

    Рослесхоз

    Использование сведений в отношении объектов государственного мониторинга, получаемых в ходе государственного лесопатологического мониторинга

    Другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации

    В рамках международных и межведомственных соглашений

    • Утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 31 марта 2003 г.№ 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды(государственного экологического мониторинга)», которое в свою очередь заменено постановлением Правительства РФ от 9 августа 2013 г. № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данныхгосударственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающейсреды)» (вместе с Положением о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)).

    Государственный мониторинг

    (англ. State monitoring) - обеспечиваемая государством система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики какого-либо явления, процесса или иного объекта с целью его контроля, управления его состоянием, охраны, выявления его соответствия желаемому результату, изучения общественного мнения и т.п. Г.м. может осуществляться на общегосударственном, региональном или локальном уровнях. Ведение Г.м. возможно в разных областях, сферах (напр., производства, сбыта, труда, управления состоянием объектов природной среды и т.п.).

    Г.м. осуществляется специально уполномоченными гос-ными органами исполнительной власти, ответственными за соответствующее направление деятельности в порядке, определяемом законодательством РФ.

    Напр., согласно ст. 29 ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»** Г.м. состояния исключительной экономической зоны РФ, являющийся составной частью единой гос-ной системы экологического мониторинга РФ, представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в т.ч. наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.

    Г.м. окружающей природной среды заключается в осуществлении долгосрочных наблюдений за ее состоянием, загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценке и прогнозе состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (ст. 1 ФЗ «О гидрометеорологической службе»**).

    Г.м. атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения (ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»**), проводимых в целях контроля за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов гос-ной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

    Г.м. лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях гос-ного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций. Порядок осуществления Г.м. лесов устанавливается совместно гос-ным органом управления лесным хозяйством РФ и гос-ным органом охраны окружающей природной среды РФ (ст. 69 ЛК РФ*).

    Г.м. водных объектов - система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями состояния водных объектов, обеспечивающая , передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий (ст. 78 РФ*). Г.м. водных объектов является составной частью системы Г.м. окружающей природной среды. Порядок осуществления Г.м. водных объектов устанавливается Правительством РФ в соответствии с Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов**.

    Г.м. объектов животного мира - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (ст. 15 ФЗ «О животном мире»**). Он проводится в целях своевременного выявления названных параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования. Порядок ведения Г.м. объектов животного мира определяется Правительством РФ.


    Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

    Смотреть что такое "Государственный мониторинг" в других словарях:

      Государственный мониторинг - (англ. State monitoring) обеспечиваемая государством система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики какого либо явления, процесса или иного объекта с целью его контроля, управления его состоянием, охраны, выявления его соответствия… … Энциклопедия права

      Государственный мониторинг окружающей среды - (Государственный экологический мониторинг), комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее экологический мониторинг) … Словарь черезвычайных ситуаций

      государственный мониторинг окружающей среды - государственный экологический мониторинг Мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. №… … Справочник технического переводчика

      Государственный мониторинг водных объектов - в РФ часть системы государственного мониторинга окружающей природной среды, включающая: регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и… … Финансовый словарь

      Государственный мониторинг континентального шельфа - в РФ система регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и … Финансовый словарь

      Государственный мониторинг объектов животного мира - в РФ система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания. См. также: Государственная система экологического мониторинга Российской… … Финансовый словарь

      Государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны - в РФ система регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их… … Финансовый словарь

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ - система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов,… … Экологический словарь

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (закон О животном мире.) EdwART. Термины и определения по охране окружающей… … Экологический словарь

      Государственный мониторинг мелиорированных земель - является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются изменения состояния мелиорированных земель и дается оценка таких… … Официальная терминология

    Книги

    • Очерки биологии прохлорофитов , Пиневич А.В.. В монографии рассматриваются основные аспекты биологии прохлорофитов - минорной подгруппы цианобактерий, отличительным признаком которой является хлорофилл-белковый светособирающий комплекс…

    Национальный мониторинг.

    Организация и задачи.

    В 70х годах XX в. в СССР была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля за уровнем загрязнения внешней среды (ОГСНК). Она функционировала на базе органов Госкомитета по гидрометеорологии и ряда других министерств и ведомств. Эта служба и сейчас осуществляет наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы, водных объектов, почвы, биоты и проводит сопутствующие гидрометеорологические наблюдения. Она обеспечивает заинтересованные организации систематической и экстренной информацией о состоянии природных сред.

    В 1993 г. было принято решение (Постановление Правительства РФ № 1229 от 24.11.1993 г.) о создании на базе этой службы Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

    ЕГСЭМ решает следующие задачи:

    1. Координация разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

    2. Регламентация и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

    3. Хранение информации, ведение специальных банков данных и их согласование с международными экологоинформационными системами;

    4. Деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

    5. Доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

    По своей сути ЕГСЭМ есть реализация системы ГСМОС на уровне национального мониторинга. Национальные системы мониторинга функционируют в различных государствах согласно международным требованиям и специфическим подходам. Такие подходы сложились исторически или обусловлены характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системыучастники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.

    ОГСНК строилась из нескольких уровней:

    Первый уровень: станции наблюдения, осуществляющие непосредственное наблюдение, первичную обработку и обобщение данных;

    Второй уровень: территориальные и региональные центры, осуществляющие обобщение, анализ материалов, составление местных прогнозов и оценку состояния ОС по всей территории;

    Третий уровень (высший) : Гидрометцентр СССР и другие головные центры (НИИ). Они осуществляют разработку прогнозов и оценку состояния ОС в национальном и глобальном масштабах.

    В настоящее время в РФ эта работа проводится соответствующими правопреемниками бывших учреждений СССР.

    Информация о загрязнении ОС по степени срочности делится на три категории:

    1.Экстренная информация , содержащая сведения о резких изменениях уровня загрязнения, требующая безотлагательного принятия мер, немедленно сообщается местным и центральным органам;

    2.Оперативная информация , охватывающая месячный период наблюдений, перерабатывается на местах и в центральных организациях Росгидромета, сообщается в местные и центральные организации;

    3.Режимная информация , охватывающая годовой период наблюдения и отражающая общее состояние, тенденции в изменении загрязнения природных сред, служит для планирования мероприятий по охране ОС на длительные сроки.

    В систему национального мониторинга входит фоновый мониторинг со своей сетью станций, которые также являются частью системы глобального мониторинга.

    Система национального мониторинга состоит из следующих подсистем:

    мониторинга источников загрязнения (МИЗ);

    мониторинга загрязнения атмосферного воздуха;

    мониторинга загрязнения вод суши;

    мониторинга загрязнения морей;

    мониторинга загрязнения почв;

    фонового мониторинга.

    При оценке состояния ОС в качестве критерия наиболее часто пользуются значениями предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ, приоритетных для национального мониторинга.

    При мониторинге источников загрязнения перечень подлежащих контролю веществ определяется специализацией предприятия и составом выбросов. Установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) или лимитов на выброс сводит МИЗ к стадии контроля за соблюдением этих величин. В понятие МИЗ входит также изучение характера и путей распространения загрязняющих веществ (ЗВ) с учетом гидрометеорологических условий.

    Мониторинг атмосферы осуществляют посты трех категорий:

    1.Стационарные посты , ведущие систематические и длительные наблюдения, оборудованные приборами и аппаратурой для отбора и анализа проб воздуха и определения метеорологических параметров. Эти посты располагаются на открытых площадках в жилых районах на расстоянии 1040 м для средних высот труб основных источников загрязнения. Они располагаются в городе с населением до 1 млн. человек с учетом его площади, рельефа и развития промышленности (в среднем 23 поста);

    2.Маршрутные посты , служащие для постоянных наблюдений с помощью передвижной лаборатории на автомашине (например, «АтмосфераII»), позволяющих определять пыль, сажу, типичные газообразные загрязнители и метеорологические параметры;

    3.Передвижные (подфакельные) посты , служащие для разовых наблюдений под дымовыми и газовыми факелами.

    Перечень загрязнителей, определяемых в атмосфере, включает загрязнители, обычно определяемые при проведении глобального мониторинга. В этот перечень входят и другие вещества, выбрасываемые в атмосферу промышленностью, энергетикой, транспортом.

    Для проведения мониторинга вод суши организуются:

    1.Стационарная сеть пунктов наблюдений за естественным составом и загрязнением поверхностных вод;

    2.Специализированная сеть пунктов для решения научно–исследовательских задач;

    3.Временная сеть экспедиционных пунктов.

    При определении положения пунктов наблюдения обращают внимание на места сброса сточных, подогретых, коллекторнодренажных вод, нерестилища и зимовья рыб, устьевые зоны.

    В каждом пункте может быть организовано несколько створов наблюдений: выше источника загрязнения (1000 м), ниже источника загрязнения (500 м) и на расстоянии достаточно полного (80 % и более) разбавления сточных вод речными.

    На стационарных пунктах определяют температуру воды, взвешенные вещества, минерализацию, цветность, рН, кислород, БПК 5 , ХПК, запахи, биогенные элементы, тяжелые металлы, нефтепродукты, пестициды, поступающие в данный водный объект.

    Стационарные пункты наблюдения делят на 4 категории по значимости водных объектов, на которых они расположены. В зависимости от категории пункта определятся состав и частота наблюдений. Стационарная сеть наблюдений охватывает около 1000 водных объектов.

    При мониторинге морей обязательно проведение гидрометеорологических наблюдений и отбор проб воды на нескольких горизонтах. Программа наблюдений и частота отбора проб определяются категорией станции. Практикуется также проведение наблюдений по сокращенной программе: растворенный кислород, нефтепродукты, 12 загрязнителя, специфичные для данного района.

    В настоящее время мониторингом охвачены все прибрежные моря РФ и отдельные районы открытого океана. Мониторинг Мирового океана проводится в рамках различных международных соглашений.

    При мониторинге почв повышенное внимание обращается на содержание в них пестицидов. Различают две категории почв:

    1. Почвы сельскохозяйственных районов;

    2. Почвы вокруг промышленноэнергетических объектов.

    Отбор проб обычно проводят весной и осенью. Оценка загрязненности почв тяжелыми металлами затруднена тем, что они входят в естественный состав почв и минералов. Это повышает значение фонового мониторинга.

    При проведении мониторинга всех сред определяется и их радиоактивность, которая может быть природной и техногенной. Для определения происхождения радиоактивности идентифицируют изотопы.

    Государственный мониторинг в Российской Федерации.

    В соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга ОС, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 177 от 31.03.2003 при проведении экологического мониторинга в РФ решаются следующие задачи:

    1. Организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (или их совокупностью), характеризующими состояние ОС, за состоянием ОС в районах расположения антропогенного воздействия и влиянием таких источников на ОС;

    2. Оценка состояния ОС, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на изменение состояния ОС, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;

    3. Информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния ОС;

    4. Формирование государственных информационных ресурсов о состоянии ОС;

    5. Обеспечение участия РФ в международных системах экологического мониторинга.

    Вопросы осуществления государственного мониторинга ОС в РФ регулируются кодексами: Земельным, Водным и Лесным. Они регулируются также законами: Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О гидрометеорологической службе», «О недрах», «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об охране озера Байкал», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации».

    В составкомплексной системы входит государственная система и территориальные системы наблюдения, а также организации и учреждения, осуществляющие сбор, обработку, учет, хранение и распространение фактической и прогнозируемой информации.

    Мониторинг организуется и осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС совместно с другими органами исполнительной власти.

    В настоящее время систему национального мониторинга окружающей природной среды обеспечивают следующие основные государственные структуры РФ:

    1.Министерство природных ресурсов и экологии РФ . Функции: обеспечивает общее руководство подведомственными контролирующими органами исполнительной власти в вопросах охраны окружающей природной среды.

    2.Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Функции: производит постоянный сбор гидрометеорологической информации; данных о загрязнении атмосферы, поверхностных вод суши, территориального моря, шельфа и околоземного космического пространства; научную деятельность в отношении мониторинга загрязнений окружающей среды; оценку и прогноз изменений климата.

    3.Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Функции: контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, охраной водных объектов. Организует и проводит в порядке, определяемом Правительством РФ, государственную экологическую экспертизу, мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа.

    4.Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Функции: ограничение негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), промышленной безопасность, государственный горный надзор; экологическая экспертиза в установленной сфере деятельности; государственный энергетический надзор; специально уполномоченный орган в области охраны атмосферного воздуха. Регулирует вопросы безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения).

    5.Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Функции: ведение федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам пользования недрами и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

    6.Федеральное агентство водных ресурсов . Функции: охрана водных объектов, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод; предотвращение загрязнения вод; предоставление информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности; ведение государственного водного кадастра, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.

    Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации. Поэтому так важно было создать ЕГСЭМ, которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды.

    По созданию подсистем ЕГСЭМ активно ведутся работы на территориях областей и регионов.

    При проведении мониторинга в РФ используются данные наблюдений:

    1. За состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши и морей, почв и природноклиматических факторов, полученные государственной наблюдательной сетью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу ОС, территориальными системами наблюдений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

    2. За химическими и радиационными факторами среды обитания, полученные в ходе социальногигиенического мониторинга Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарноэпидемиологический надзор;

    3. За водными объектами, полученные в ходе государственного мониторинга водных объектов Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по пользованию недрами и Федеральным агентством по рыболовству, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

    4. За состоянием уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ, полученные Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральным агентством по пользованию недрами и органами исполнительной власти субъектов РФ;

    5. За состоянием почвенного покрова, полученные в ходе мониторинга земель Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

    6. За абиотическими факторами, негативно воздействующими на состояние и воспроизводство лесов, полученные в ходе государственного мониторинга лесов Федеральным агентством лесного хозяйства, а также животного мира и водных биоресурсов, полученные Федеральной службой в сфере природопользования и Федеральным агентством по рыболовству;

    7. За состоянием ОС в районах расположения источников антропогенного воздействия, полученные в соответствии с законодательством владельцами этих объектов.

    Единство и сопоставимость данных мониторинга обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС через формирования нормативных правовых актов и методических документов по вопросам осуществления наблюдений, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды.

    Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС на основе полученных данных мониторинга ведет единый государственный фонд данных о состоянии ОС и ее загрязнении. Порядок предоставления данной информации, полученной при осуществлении мониторинга, и при чрезвычайных ситуациях (ЧС) техногенного и природного характера регулируется специальным Положением, утвержденным правительством РФ.

    Предоставление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, учреждениями и другими организациями, участвующими в проведении мониторинга, проводится на безвозмездной основе.

    При осуществлении мониторинга в РФ обеспечивается :

    1. Предоставление органам и организациям, входящим в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, оперативной фактической и прогностической информации о состоянии ОС для обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от ЧС природного и техногенного характера;

    2. Доведение до органов и организаций государственного санитарно–эпидемиологического надзора информации о состоянии ОС для проведения санитарногигиенического мониторинга;

    3. Предоставление органам исполнительной власти в области охраны ОС и регулирования природопользования необходимой информации о состоянии ОС для использования ее в целях обеспечения безопасности и рационального природопользования;

    4. Информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при осуществлении мониторинга.

  • II. Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

  • Требования к формату и содержанию информации, включаемой в государственный фонд, срокам ее предоставления определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

    9. Предоставление информации, включаемой в государственный фонд, обмен этой информацией между единой системой мониторинга, единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляются на безвозмездной основе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697.

    10. Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации, содержащейся в государственном фонде, осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

    Доступ физических и юридических лиц к информации, содержащейся в государственном фонде, обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте государственного фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

    Доступ к содержащейся в государственном фонде информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, обеспечивается пользователям, подтвердившим наличие у них права доступа к соответствующей информации путем представления оператору документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне.

    Приложение
    к Положению о государственном экологическом
    мониторинге (государственном мониторинге
    окружающей среды) и государственном фонде
    данных государственного экологического мониторинга
    (государственного мониторинга окружающей среды)

    Перечень
    видов информации, включаемой в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

    С изменениями и дополнениями от:

    1. Информация, содержащаяся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в части:

    а) государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал:

    результаты наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, включая морскую среду и донные отложения (по физическим, химическим и гидробиологическим показателям) внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, а также за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

    результаты оценки состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на территории Российской Федерации по результатам наблюдений;

    прогноз состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

    результаты оценки объемов антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

    б) государственного мониторинга земель:

    результаты сбора информации о состоянии земель, наблюдений за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

    результаты анализа и оценки качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценки изменения состояния земель по результатам наблюдений;

    прогноз изменения состояния земель, последствий негативных процессов;

    в) государственного мониторинга объектов животного мира:

    результаты наблюдений за состоянием объектов животного мира (в том числе перечни видов объектов животного мира, обитающих в каждом субъекте Российской Федерации), численность объектов животного мира, сведения о параметрах состояния объектов животного мира, сведения о состоянии, структуре, качестве и площади среды обитания животного мира;

    результаты оценки состояния животного мира по результатам наблюдений;

    прогноз состояния животного мира и состояния среды обитания;

    г) государственного лесопатологического мониторинга:

    результаты наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, в том числе очагами вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам;

    результаты анализа и оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов по результатам выполненных наблюдений;

    прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов;

    д) государственного мониторинга состояния недр:

    результаты наблюдений за состоянием недр;

    результаты учета состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения;

    результаты анализа и оценки состояния недр по результатам наблюдений;

    прогноз развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр;

    е) государственного мониторинга водных объектов:

    результаты наблюдений за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

    результаты наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также результаты наблюдений за объемом вод при водопотреблении и водоотведении;

    результаты оценки состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, по результатам наблюдений;

    прогноз изменения состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений;

    ж) государственного мониторинга водных биологических ресурсов:

    результаты регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биологических ресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также за средой их обитания;

    результаты регулярных наблюдений за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов;

    результаты оценки состояния, распределения, численности, качества и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также среды их обитания;

    прогноз изменения состояния, распределения, численности, качества и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также среды их обитания под воздействием природных и антропогенных факторов;

    з) государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания:

    результаты наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов (по видам), размещением их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов), состоянием охотничьих ресурсов (плодовитость, заболеваемость), состоянием среды обитания охотничьих ресурсов (площадь категорий среды обитания), площадью охотничьих угодий (общедоступных, закрепленных) и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов;

    результаты анализа и оценки состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания, в том числе динамика изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), по результатам наблюдений;

    прогноз изменения состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания.

    4. Информация о государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, содержащаяся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.